Муниципаль бюджет учреждениесе
"БИЕКТАУ ҮЗӘКЛӘШТЕРЕЛГӘН КИТАПХАНӘЛӘР СИСТЕМАСЫ»
logo
Муниципальное бюджетное учреждение
«Высокогорская централизованная библиотечная система»

Галимджан Баруди

Галимзян  Мухаметзянович Галеев (Баруди)

( 1857 -1921)

 Галимзян Баруди родился 17 февраля 1857 года в деревне Малые Ковали (Высокогорского района Республики Татарстан) Казанской губернии в семье торговца. Когда мальчику было три года, его семья переехала в Казань, где поселилась в Пороховой слободе («порох» по-татарски баруд, отсюда прозвище Баруди).

В 1862 году Галимзяна отдают учиться в престижное казанское медресе «Каримия» («Апанаевское») при 2-й соборной мечети. Пополняя свои познания в процессе изучения книг по истории, географии, математике и шариатским наукам, Баруди превзошёл своими знаниями сверстников. Уже в 1871 году он параллельно с учёбой исполнял обязанности помощника учителя в младших отделениях медресе.

В 1875 году молодой Баруди прибыл в Бухару, где на протяжении семи лет посещал занятия известных туркестанских богословов, изучал и переписывал труды авторитетных улемов прошлого.

Вернувшись в Казань по настоянию родителей, Баруди был избран имамом одной из соборных мечетей города. Получив возможность преподавать в медресе своего отца Мухаммадийя (заведение было названо в честь его отца, на чьи средства оно и было построено), он постепенно приобрёл огромную известность не только в Татарии, но и за ее пределами. Усилиями Баруди к началу 20 века Мухаммадийя превратилась в одно из ведущих исламских учебных заведений России, в котором обучение продолжалось 12 лет (а с 1913 года — 14 лет). При медресе функционировали курсы переподготовки сельских имамов.

Будучи одним из вдохновителей и идеологов обновленческого движения в российском исламе (джадидизма), Баруди посвятил свою жизнь пропаганде реформаторских взглядов и совершенствованию системы религиозного просвещения. Составленный им по новой методике букварь Савадхан («Начальная грамота») пользовался большой популярностью и в 1891–1915 годах переиздавался 12 раз. Наряду с этим он занимался и общественно-политической деятельностью, входил в ЦК партии Иттифак аль-муслимин («Союз мусульман»).

В 1908 году по обвинению в организации несанкционированных учительских курсов и «панисламизме» Баруди был сослан в Вологодскую губернию, но скоро добился разрешения выехать за рубеж и провёл ссылку в Аравии и Сирии. В 1910 году он вернулся в Казань и, несмотря на трудности, продолжал заниматься просветительской деятельностью и спустя два года даже возобновил издание основанного в 1906 году журнала ад-Дин ва-ль-адаб («Религия и воспитание»).

На страницах журнала Баруди опубликовал свой тафсир, предложив ряд новых трактовок ключевых коранический понятий закят, фи сабиль Аллах, хайр, джухд и т. д. Он ставил перед собой цель объединить общественные силы для поднятия уровня жизни, развития экономики и предпринимательской активности внутри общины, дальнейшего реформирования и качественного улучшения образовательной системы.

В мае 1917 года он был избран седьмым председателем (муфтием) Центрального духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири и сохранил за собой этот пост после прихода к власти большевиков.

Галимджан Баруди скончался от болезни в Москве 6 декабря 1921 года, куда прибыл для организации помощи голодающим, и был похоронен в Казани на татарском кладбище.